- Клинопись
- (или клинообразное письмо) письмо, употреблявшееся жителями долины рр. Тигра и Евфрата, а потом распространившееся в Азии и некоторых местностях Африки. Название свое оно получило оттого, что знаки, употребляемые в этом письме, имели форму клинов. Доказано, что эти письмена имели когда-то идеографический характер, по которому предмет воспроизводился, записывался в том виде, какой он имел в природе, причем старались изобразить как можно с большим сходством; в этом отношении К. сходны с иероглифами египтян. К. впервые появляется у аккадиан, или сумеров, а с течением времени переходит к вавилонянам, ассириянам, персам, эламитянам, кападокийцам, армянам и даже немного египтянам. Тот вид, в каком находят его в более позднее время, приняло оно не сразу, а с течением времени, все более отклоняясь от своего идеографического характера. Знаки эти, вполне соответствующие нашим буквам, употреблялись в числе 300, а у персов их насчитывалось всего 56. Разработка и разъяснение клинообразных надписей начались с найденных в развалинах Персополя таблиц, a прочтение этих надписей принадлежит П. Делла-Валле (1621 г.), но особенно прекрасно разработал их К. Нибур, отец историка Нибура. В XIX в. материал исследования К. обогатился новыми надписями, найденными преимущественно в Месопотамии. Найденная литература больше всего относится к истории.Из отрывков религиозного содержания известны: 1) миф, повествующий о происхождении мира, 2) поэма о Гилгамеше, в которой содержится рассказ о потопе, миф о схождении в ад богини Истар, 4) легенда об Адаме, 5) легенда об Этапе и др. Все найденные надписи не только обогатили скромную до тех пор историю Мессопотамии, но также имели большое значение и для истории Азии. Некоторые ассиорологи считали Вавилон родиной всей человеческой культуры и зашли в этом отношении так далеко, что начали оспаривать самостоятельность Библии. Но утверждать этого безусловно нельзя, т. к. клинообразные надписи страдают многими неточностями и доводы, касающиеся Библии, не имеют твердых оснований, несмотря на многие сходства надписей с библейскими воззрениями. Вопросов о клинописи у нас касались проф. Ф. Г. Елеонский, проф. Ф. Я. Покровский, проф. П. А. Юнгеров, проф. В. В. Болотов, проф. С. А. Песоцкий и др.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.